Последствия нереальных сделок
Деятельность налоговых органов по устранению используемых налогоплательщиками схем ухода от налогообложения является одной из основных задач на современном этапе.
В целях устранения налоговых правонарушений налоговые органы осуществляют работу по выявлению в цепочке контрагентов налогоплательщиков сомнительных компаний. При этом налоговые органы используют специально разработанные базы данных с различными сведениями о налогоплательщиках, прежде всего ПК АСК “НДС”, которой сопоставляются данные книги покупок налогоплательщика с данными книг продаж его контрагентов и автоматически выявляются расхождения и операции с недобросовестными контрагентами.
Федеральным законом от 18.07.2017 N 163-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее- НК РФ) была введена статья 54.1, которой установлен запрет на уменьшение налогоплательщиком суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни.
Указанная норма фактически определяет условия, препятствующие созданию налоговых схем, направленных на незаконное уменьшение налоговых обязательств.
Характерным примером “искажения сведений”, подпадающими под пункт 1 статьи 54.1 НК РФ, является нереальность исполнения сделки (операции) сторонами (отсутствие факта ее совершения).
Так, в ходе выездной налоговой проверки организации, занимающейся деятельностью по подбору персонала, установлено, что ею в нарушение пункта 1 статьи 54.1 НК РФ допущено умышленное искажение сведений о фактах хозяйственной жизни, подлежащих отражению в налоговом и бухгалтерском учете, а также в налоговой отчетности.
Налогоплательщиком занижена сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, путем неправомерного предъявления к налоговым вычетам сумм налога на добавленную стоимость по фиктивным документам в части оказания услуг по подбору персонала «проблемными контрагентами».
Нереальность оказания услуг по подбору персонала «проблемными контрагентами» подтверждена Инспекцией путем установления следующих фактов:
-допросами свидетелей, отраженных в отчетах о побранном персонале «проблемных контрагентов», установлено, что «проблемные контрагенты» им не знакомы, трудоустроились в проверяемую организацию самостоятельно без обращения в кадровые агентства, также большей части свидетелей проверяемая организация вообще не знакома; сотрудникам проверяемой организации, непосредственно занимавшимся подбором персонала, спорные контрагенты также не знакомы;
-анализ отчетов «проблемных контрагентов» о подобранном персонале выявил технические ошибки, свидетельствующие о фиктивном характере данных отчетов, а именно: кандидаты, отраженные в отчетах, на момент оказания услуг уже являлись работниками проверяемой организации и в их поиске не было необходимости, одни и те же кандидаты повторяются в нескольких отчетах за разные периоды, имеются случаи совпадений кандидатов в отчетах нескольких контрагентов, частично персонал, отраженный в отчетах проблемных контрагентов, фактически подобран другими кадровыми агентствами, при этом «проблемные контрагенты» им не знакомы;
– цена за подбор 1 кандидата «проблемными контрагентами» в 10 раз превышает аналогичную цену у иных кадровых агентств;
-денежные средства, перечисленные налогоплательщиком «проблемным контрагентам», далее обналичивались номинальными индивидуальными предпринимателями, подконтрольными «проблемным контрагентам»;
– руководители проблемных контрагентов являются «номинальными» и отрицают свое отношение к их деятельности;
– установлены признаки подконтрольности «проблемных контрагентов» с контрагентами последующих звеньев цепочки (банковские операции и представление отчетности осуществлялось с одних ip-адресов);
Таким образом, в ходе проверки установлено, что услуги по подбору персонала реально «проблемными контрагентами» не оказывались. Составленные с использованием их данных документы носят фиктивный характер и не могут свидетельствовать о реальности оказания услуг контрагентами.
Всего по результатам проверки налогоплательщику доначислено налогов и финансовых санкций в общей сумме 65 млн. руб.
При этом к налогоплательщику за неуплату налогов в результате налогового правонарушения, совершенного умышленно, применяются более жесткие штрафные санкции, т.е. с 20 % штрафы повышаются до 40 % от суммы неуплаченных налогов.
Также, материалы налоговых проверок, содержащих признаки преступлений, предусмотренных статьями 198-199 Уголовного кодекса Российской Федерации, в рамках пункта 3 статьи 32 НК РФ передаются в следственные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовных дел за уклонение от уплаты налогов.
Межрайонная ИФНС России № 33 по Республике Башкортостан
.